Упражнения после инсульта для восстановления речи

Особенности восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Нарушением речи (афазия) встречается у 15-38% людей, перенесших инсульт (1), бывает разной степени выраженности, стойкими или проходящими. Разберемся, какие правила необходимо соблюдать при домашней реабилитации, ведь невозможность высказывать свои мысли, слышать других негативно сказывается на социальной адаптации, психологическом настрое пациента.

Виды афазий

Частичная или полная утрата речевых функций возникает из-за повреждения и отмирания клеток мозга, ответственных за восприятие, распознание, воспроизведение речи. Это прежде всего нейроны зон, которые носят имена двух ученных – Карла Вернике, Поля Брока.

После инсульта проявляется в виде афазий различного типа:

  • Динамическая – больной не может произнести мысленно задуманную фразу. Вместо нее получается поток слов, несвязанных между собой. Понимание при этом не нарушено. Невозможность высказываться расстраивает, демотивирует многих пациентов.
  • Эфферентная моторная (афазия Брока) – невозможность бегло разговаривать. Человек часто зацикливается на одной фразе, не может произнести отдельные звуки, произношение отдельных слов растянуто. Предложения получаются очень примитивными, напоминающими телеграммы. Способность понимать смысл обычно не нарушено.
  • Сенсорная (афазия Вернике) – самый тяжелый тип афазии, связанный с нарушением восприятия. Больной не идентифицирует звуки как родную речь. Ему кажется: все вокруг внезапно начали разговаривать на иностранном языке. Легкая форма нарушения проявляется сохраненным восприятием простых предложений, непониманием сложных.
  • Афферентная моторная – к ней относятся нарушения артикуляциями. Больному сложно контролировать мышцы лица, языка, губ, щек, горла из-за чего слова получаются невнятно. Человек может путать произношение звонких, глухих звуков (лоб-лоп) или порядок отдельных букв (клан-лкан).
  • Амнестическая – доставляет наименьший дискомфорт. Пациент забывает некоторые слова, но может объяснить их значение. Например, вместо «ложка» произносит «столовый прибор, которым едят суп».

Термин реабилитации

При легких формах инсульта восстановить речь удается за месяц. Более тяжелые расстройства требуют от нескольких месяцев до 2 лет упорного труда. Результат реабилитации может быть различным. Тяжелее всего убираются нарушения, вызванные сенсорной афазией.

Наилучший прогноз имеют люди с (1):

  • незначительным проявлением нарушений;
  • высшим образованием;
  • небольшой площадью поражения;
  • геморрагическим характером инсульта;
  • молодого возраста.

Полнота, качество реабилитации также существенно влияет на результат. Наилучшего эффекта можно добиться ранним началом реабилитационных процедур, поскольку большинство пациентов делают максимальные успехи в первые 6 месяцев после перенесенного удара. Поэтому лечение начинают еще в острую фазу инсульта (первые 2-3 недели после приступа).

Другие важные параметры реабилитации – частота, интенсивность занятий. По оценкам врачей эти два показателя гораздо сильнее влияют на прогноз, чем метод логопедической коррекции (1).

Как проходит процесс восстановления

Нервные клетки человека не умеют размножаться. Но оставшиеся живые нейроны могут образовывать между собою новые связи, за счет чего происходит восстановление различных мозговых функций. Для этого необходимо:

  • ежедневно заставлять работать зоны мозга, которые находятся по соседству с очагом некроза;
  • улучшить качественное кровоснабжение центральной нервной системы;
  • устранить генерацию дополнительных хаотических импульсов, возникающих в головном мозге при стрессе.

Заставить работать мозг можно целенаправленно (выполняя логопедические упражнения, лицевую гимнастику) или естественным путем (говорить, слушать, читать, писать). Эта часть работы курируется специалистом. Восстановлением речи занимается логопед, от пациента требуется соблюдать его рекомендации.

Для улучшения кровоснабжения больному назначают препараты, уменьшающие вязкость крови, понижающие давление, способствующие регенерации нервных клеток.

Научить пациента бороться со стрессом, страхом, тревогами – задача психолога. А вот за создание благоприятного психологического микроклимата вокруг больного отвечает семья.

Логопедические занятия

Коррекцией речевых нарушений занимается логопед узкой специализации – врач-афазиолог. Обычно он посещает пациента через несколько дней после перевода в общую палату. Во время первого визита афазиолог проводит диагностику нарушений, определяет приоритетные направления терапии, старается установить контакт с пациентом, завязав простой диалог. Как правило, он очень короткий – до 7 минут.

Программа занятий подбирается с учетом типа неврологического дефицита. При нарушении артикуляции, проблемах с произношением пациенты делают лицевую гимнастику, учатся произносить простые, сложные слоги, складывать из них слова. Часто людей, которые не могут разговориться, просят произносить слова на распев или просто петь. Заканчивается каждый сеанс специфическим массажем, когда логопед специальной лопаточкой стимулирует речевые зоны пациента.

Сенсорные расстройства требуют изучения языка заново. Больному показывают карточки с различными предметами, произносят их названия. Задача пациента их повторять, распознавать на слух.

По мере улучшения продолжительность занятий увеличивается до 15, а затем 30-40 минут. При хорошем начальном результате от простых упражнений переходят к более сложным. Например, начинают разучивать с пациентами скороговорки, стихотворения, читают, пишут простые предложения или проводят диктанты.

После выписки большинство больных продолжают посещать логопеда, но уже в плановом порядке – раз/неделю, несколько недель или раз/месяц. На приеме доктор проверяет текущее состояние речевых функций, корректирует план домашних занятий.

Домашняя реабилитация

Основной курс лечения задает логопед. Ведь подбор упражнений, техник, определение типа афазии требует специальных знаний, опыта. Без них легко не рассчитать нагрузку, потерять самое эффективное для восстановления время.

Задачи домашней реабилитации:

  • Поддерживать близкого. Во время реабилитации большинство пациентов переживают эмоциональный упадок. Плохое настроение усугубляется социальной изоляцией, физическими страданиями, зависимостью от других, медленным прогрессом. Ваша поддержка, одобрение помогут больному преодолеть этот сложный период, не бросить начатое.
  • Выполнять комплексы упражнений, назначенных логопедом. Регулярность, полнота занятий, качество выполнения заданий – предпосылки хорошего результата. Напоминайте своим близким о необходимости тренировок, мотивируйте их к выполнению.
  • Прием, контроль приема лекарственных препаратов. Нарушения памяти, способности к фокусировке – самые распространенные последствия инсульта. Из-за них многие пациенты забывают принимать лекарства. Будет здорово, если кто-то из домашних смог бы напоминать об этом.

Выполняя упражнения самостоятельно, соблюдайте следующие рекомендации:

  • сфокусируйтесь на текущем задании;
  • во время занятий вас ничего не должно отвлекать. Позаботьтесь чтобы все нужное, включая воду, вспомогательные предметы было под рукой;
  • не спешите;
  • не ленитесь, но и не забывайте о перерывах.

При нарушениях речи очень важно соблюдать базовые правила:

  • Разговаривать с пациентом, даже если он не реагирует на обращения. Процесс стимулирует работу клеток мозга, отвечающих за восприятие речи. Это помогает также активизировать нейроны, участвующие в ее воспроизведении.
  • Не переутомляйте больного излишним вниманием, постоянными тренировками. Даже самые простые действия, упражнения требуют от него приложения немалого количества усилий. Поэтому важно соблюдать баланс между работой, отдыхом.
  • Подбадривайте близкого, радуйтесь его успехам. Это будет вдохновлять его на дальнейшую работу. Никогда не произносите в присутствии больного того, чего он не должен услышать.
  • Разговаривайте спокойным доброжелательным тоном, четко и медленно. Если нужно повторить – повторите.
  • Напоминайте близкому о необходимости говорить медленно, максимально четко. В случае неудачи – предложите сделать паузу. Через 2-3 минуты попросите повторить сказанное.
  • Предлагайте больному пропеть сложные слова, когда возникают трудности с их произношением.
  • Избегайте сложных речевых конструкций, лексики. Предложения должны быть короткими, емкими.
  • Ожидайте обратной реакции. Многие люди, пережившие инсульт, отвечают с опозданием. Такая пауза иногда длиться до 30 секунд.
  • Сопровождайте свои слова иллюстрациями. Указывайте на предметы, о которых говорите, показывайте фотографии событий.
  • Смену темы разговора осуществляйте постепенно.
  • Просите близкого повторить вам непонятные фрагменты слов.

Лицевая гимнастика

Лицевая гимнастика – комплекс упражнений, предназначенных для возобновления контроля над мышцами, принимающими участие в речевом акте. Первое время пациент выполняет их с логопедом, затем дома самостоятельно.

Логопедические упражнения для восстановления речи могут выглядеть так:

  • складывание губ в трубочку, круг с закрытыми/открытыми зубами;
  • показывание языка;
  • цоканье, подражающее звуку лошади;
  • имитация шипения змеи;
  • практика различных видов улыбок;
  • движения губами, напоминающее поцелуй;
  • поочередное касание языком задней, верхней, нижней поверхности зубов, различных участков неба, щек;
  • облизывание губ;
  • раздувание щек;
  • произношение отдельных слов.

Лекарственная терапия

Полноценное восстановление речи возможно без приема специфических лекарств, если тяжесть заболевания, степень проявления неврологического дефицита незначительны, нет отягощающих патологий (тревожных расстройств, депрессии). Более сложным пациентам врач может прописать:

Самыми эффективными нейропротекторами при различных типах афазии признаны цераксон, целлекс (1,2).

Читать еще:  Можно ли вылечить атеросклероз сосудов головного мозга

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного

После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.

Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.

Восстановление речи после инсульта – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.

Почему нарушается речь после инсульта

Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.

Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.

Моторная зона отвечает за:

  • правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
  • управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.

Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.

Ответственность этой зоны:

  1. связь отдельных слов в осмысленные предложения;
  2. сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.

На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.

Главная опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.

Разновидности речевых расстройств

Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.

Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.

Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.

Различают такие виды нарушений речи после инсульта:

  • дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
  • афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
  • диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.

Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.

Как восстанавливать речевую функцию

Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.

Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.

Оценка речевых способностей после перенесенного инсульта

Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:

  1. занятия с врачом-логопедом;
  2. различные физиологические процедуры;
  3. лечение медикаментами;
  4. регулярные физические нагрузки;
  5. интенсивные дыхательные упражнения;
  6. работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.

Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.

Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.

Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.

Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.

Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.

Занятия с врачом-логопедом

Методика восстановления речи после инсульта выбирается коллегиально неврологом и логопедом в зависимости от того, насколько велика степень нарушения речевой функции, и от общего состояния пациента. Занятия для восстановления речи после инсульта с логопедом начинаются в стационаре.

Занятия с врачом логопедом — для восстановления речи после инсульта

Общими для всех методик являются следующие приемы:

  • пение для завершения предложений;
  • при сенсорных расстройствах использовать наглядный материал для восприятия – рисунки, жесты;
  • произносить окончания предложений вместе с пациентом;
  • подтверждение пациентом слова, соответствующего картинке;
  • повторение пациентом самых обиходных бытовых фраз;
  • демонстрация врачом правильных движений губ и языка;
  • поиск пациентом рифмованных слов, комментирование картинок;
  • чтение скороговорок;
  • заучивание отрывков стихотворений.

Домашние упражнения в реабилитационный период

После выписки из больницы восстановление речи после инсульта в домашних условиях проводят родственники и врачи, навещающие больного.

Врачи, осматривая пациента, беседуя с ним, с родственниками, дают рекомендации по проведению дальнейших реабилитационных мероприятий.

В этот период родственникам рекомендуется:

  1. разговаривать с больным медленно, не повышая голоса;
  2. по возможности кто-то должен постоянно находиться в поле зрения больного;
  3. не торопить больного с ответом, чтобы не вызвать нервного срыва;
  4. не поправлять сказанное больным, если он сам об этом не просит.

Восстановление речи после инсульта – процесс длительный, растянутый во времени.

Логопедический массаж для восстановления речи в домашних условиях

Все это время родные и близкие должны понимать, что нарушена у больного только речевая функция, но интеллект его не пострадал.

Поэтому в общении с больным следует:

  • разговаривать с больным короткими предложениями;
  • формулировать вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет»;
  • не перескакивать с одной темы на другую;
  • если не поняли сказанное, лучше переспросить, чем притвориться, что поняли;
  • для облегчения понимания использовать вспомогательные предметы – карандаш, блокнот, компьютер, телефон;
  • убрать отвлекающие раздражители – яркий свет, музыку, телевизор.

Помогут в восстановлении речи после инсульта упражнения лечебной физкультуры, игра в шахматы, пение, дыхательная гимнастика и др.

Возможные проблемы при реабилитации

В процессе реабилитации могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с привычками больного до инсультного периода.

Особенно это касается курильщиков. Категорически запрещается курение как самому больному, так и близким в его присутствии.

Это же относится к алкогольным напиткам, включая пиво. И постараться оградить больного от негативной информации.

Заключение

В процессе реабилитации нужно проявить максимум понимания и запастись терпением.

Не указывать на ошибки, но поощрять даже самый незначительный успех. Только так можно добиться максимально возможной реабилитации человека.

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях: логопедические упражнения

Инсульт – очень сложная болезнь. Расстройство речи – одно из самых распространенных нарушений психических процессов, которые наблюдаются при инсульте. Случится болезнь может практически в любом возрасте. Различают ишемический и геморрагический виды инсульта. И тот, и другой требует длительного восстановления физических и психических функций организма. Медиками разработаны специальные упражнения для восстановления речи после инсульта, которыми можно заниматься и самостоятельно дома.

Расстройство речи

Для нормального восприятия происходящего вокруг человек нуждается в понимании речи и способности самому воспроизводить слова и строить из них предложения. Правильное произношение и понимание сказанного – жизненнонеобходимо для полноценной жизни.

На сколько затянется процесс восстановления, зависит от многих факторов, в том числе и упорства медиков, родственников и самого больного. У одних он составляет от нескольких недель до пары месяцев, для других может растянуться и на дольше. К сожалению, есть и такие, которым так и не удается заговорить.

Афазия (нарушение способности говорить) развивается из-за повреждения речевой зоны головного мозга.

Для того чтобы правильно выбрать метод лечения, следует разобраться с видом нарушения.

Различают следующие виды афазии:

  • Тотальная — больной не способен сам ничего сказать и понять, что пытаются ему сказать. Он ничего не помнит и никого не узнает.
  • Моторная — зачастую этот вид сменяет тотальную спустя несколько дней после перенесенного инсульта. Больной узнает родных и близких, понимает, что говорят ему, но сам сказать ничего не может. Со временем может пытаться воспроизводить звуки, используя интонацию для лучшего понимания.

В этом случае наблюдаются нарушения центра Брока (речедвигательного), который отвечает за моторную функцию. Больной все понимает, но сам воспроизвести речь не может. Человек часто воспроизводит звуки, но правильно объединить их не может, путает похожие по артикуляции звуки.

  • Афазия Вернике (сенсорная). При этом виде нарушения больной не понимает родной речи. Воспринимает ее как набор звуков и не улавливает смысл сказанного. В этом случае довольно сложно определить масштабы нарушения.
  • Семантическая. Больной понимает только простые предложения. Сложные речевые обороты не поддаются его пониманию.
  • Амнестическая. Больной может вести диалог, но часто забывает названия предметов.
Читать еще:  Как быстро снять спазм сосудов головного мозга

Наиболее опасной считается сенсорная афазия. Речь очень тяжело восстанавливается.

Лечение после инсульта

Лечение следует проводить в первые 6 месяцев после инсульта, только тогда результаты будут максимально эффективными. Занятия можно начинать, как только стабилизируется состояние больного. Ни один врач не даст 100% гарантии, что больной заговорит. Но систематическое выполнение различных упражнений поможет максимально наладить речевую функцию.

На первых занятиях желательно присутствие родственников, тогда и больному спокойнее, и родные знают, как правильно проводить тренировки. Для лечения разработан целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозное лечение.
  • Артикуляционная гимнастика с логопедом.
  • Систематическое выполнение упражнений.
  • Комфортная атмосфера.

Только если человек будет иметь желание выздороветь, его окружат любовью и заботой, результат будет заметен быстрее. Родные не должны избегать речевых контактов с больным, как бы сложно это ни происходило. Говорить нужно спокойно, не кричать и внятно произносить каждый звук. Постоянно нужно спрашивать названия тех или иных предметов, которыми пользуется человек: чашка, ложка, полотенце, телевизор. Хорошо, когда ему часто читают, а он пересказывает смысл прочитанного.

Важно! Никогда не стоит обсуждать проблемы пациента, связанные с нарушением его речевых функций при нем.

Всегда нужно подбадривать и хвалить даже за самые незначительные победы. Люди после инсульта плохо различают слова похожие по звучанию. Поэтому можно изобразить на рисунке и тренироваться их произносить и различать на слух. Больные не различают слов, когда разговаривает сразу несколько человек, следует учитывать это. Как только человек начнет выговаривать слова, ему можно давать дополнительные самостоятельные задания, например, вставить пропущенное слово в предложение. Просмотр телевизора лучше ограничить до 2 часов в день. Нужно включать позитивные передачи по интересам, которые будут побуждать комментировать.

Близким нужно запастись неимоверным терпением. Инсульт – очень серьезная и сложная болезнь, последствия которой не так-то просто устранить.

Советы для родственников

Человек, чувствующий себя обузой, очень редко добивается хороших результатов. Пациент, который все понимает, но ничего не может сказать, ощущает себя беспомощным.

Поэтому следует придерживаться простых правил:

  • Не стоит говорить с человеком как с обреченным. С ним нужно вести разговор спокойно, внимательно наблюдать за реакцией и всеми изменениями.
  • Больному не стоит общаться с агрессивными или безразличными особами. Его должны окружать близкие и любящие люди.
  • Рекомендуется включать любимую музыку, побуждая больного подпевать.
  • Говорите и слушайте. Только если человек будет чувствовать важность сказанного для окружающих, он будет пытаться говорить.
  • Не стоит слишком утомлять: «Тише едешь – дальше будешь».

Эти рекомендации помогут поскорее преодолеть трудности и вернуть человека в привычную жизнь.

Работа с логопедом

Если в больнице, где лежит больной, есть логопед, то он начнет заниматься с пациентом, как только это будет возможно. Нельзя терять время зря. Работа может продолжаться и после выписки, а затем и самостоятельно дома.

Работа со специалистом:

  • Логопед осторожно прощупывает масштабы повреждения, он проверяет реакцию больного на тихий голос, затем на шепот.
  • Постепенно усложняет задания.
  • Специалист не учит произносить отдельные слова и звуки, ему важно слышать их в контексте, пациент должен научиться пользоваться ими в речи.
  • Упражнения подбираются индивидуально, исходя из вида афазии.
  • Специалист начинает предложение, пациент его заканчивает.
  • Если у больного есть любимые песни, специалист обязательно их использует в своей работе.
  • Если состояние больного улучшилось, врач может предложить срисовать предложенные картинки.

Поначалу уроки логопеда длятся не более 15 минут, постепенно увеличивая время.

Важно! Разочарование родных читается у них же на лице, а это негативно отображается на стремлениях больного. Следует внимательнее следить за мимикой и радоваться даже самым незначительным продвижениям.

Упражнения для самостоятельного выполнения

Огромную роль в быстрейшем улучшении речевой функции имеют самостоятельные занятия. После выписки больной периодически посещает логопеда, который оценивает наличие улучшений и рекомендует, какие занятия следует выполнять.

Каждое упражнение следует повторять по 10 раз:

  • Вытянуть губы в трубочку и зафиксировать их в этом положении на несколько секунд.
  • Нижними зубами прикусить легонько верхнюю губу.
  • Верхней челюстью тянуться к подбородку.

Задания для языка:

  • Вытянуть язык трубочкой.
  • Максимально вытянуть шею вперед, при этом рот открыт, а язык максимально высунут.
  • Выполнить предыдущее упражнение, озвучив его шипением.
  • Шею вытянуть вперед, а губы сложить трубочкой.
  • Облизать губы по кругу сначала в одном направлении, затем в другом.
  • Издавать «цокающие» звуки.
  • Тянуть язык в сторону носа, затем подбородка.

Закончить урок следует позитивными упражнениями: раздать воздушные поцелуи, улыбнуться обнажив зубы, а затем улыбнуться, прикрыв их губами.Отличные результаты наблюдаются у пациентов на групповых занятиях, на которых они могут поддерживать друг друга.

Важно! Больному, перенесшему инсульт, следует проговаривать скороговорки, зачитывать вслух логопедические тексты, напевать песенки и выстраивать логические цепочки.

При невнятной речи и для улучшения голоса рекомендуется массировать язык обычной зубной щеткой утром и вечером. Это упражнение расслабляет орган и помогает улучшить речь.

Лечение лекарственными препаратами

Человечество еще не изобрело такой таблетки, которая помогла бы восстановить речь. Медикаменты, назначенные врачом, направлены на улучшение кровообращения в мозге и питание нервных клеток. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают внимание, что в комплексе положительно сказывается на общем состоянии организма.

Хирургическое вмешательство

В случаях ишемического инсульта, когда перепробованы все способы, остается еще один — формирование экстра-интракраниального микроанастомоза. Это операция, во время которой нейрохирурги создают дополнительное соединение между участками мозга: неповрежденным сосудом и речевой областью. Кровообращение возобновляется, и состояние больного быстро улучшается.

Лечебная физкультура

Нарушения речи наблюдаются не только при нарушениях соответствующей области мозга, но и при параличе мимических мышц. Они не могут выполнять свою работу, поэтому человек утрачивает речевую функцию. ЛФК помогает восстановить возможность говорить.

Лечение стволовыми клетками

Современная медицина не перестает удивлять. Сейчас есть возможность восстановить речь с помощью стволовых клеток. Такая терапия помогает не только восстановить речь, но и запустить защитные функции организма, пробудить желание выздороветь и как можно быстрее заговорить. Пересадку стволовых клеток проводят амбулаторно дважды. Второй раз спустя 3 месяца после первого. Сосуды восстанавливаются, ликвидируются бляшки и тромбы. В пораженных местах начинают строиться новые клетки.

Максимальное восстановление речевой функции должно проводиться на первом году после инсульта, продолжаться реабилитация может до 5 лет. После этого нарушения, которые имеются у больного, остаются навсегда. Все упражнения, которые проводятся для восстановления речи после инсульта, нужно выполнять регулярно и систематически. Только тогда они принесут реальную пользу.

Восстановление речи после инсульта Упражнение для восстановления речи при моторной афазии Речь после инсульта. Cистема по восстановлению Ora Light на русском языке

Какими упражнениями можно восстановить нарушение речи после инсульта (афазия) и научить говорить в домашних условиях

При перенесенном инсульте некоторые пациенты теряют способность к произношению звуков и формулированию предложений. Такой эффект обусловлен поражением области головного мозга, ответственной за понимание и построение речевых конструкций. Поэтому восстановление речи после инсульта является медленным и трудным процессом. В качестве лечебных мероприятий пациенты могут воспользоваться помощью логопеда, медикаментозных препаратов и ежедневных упражнений.

Почему нарушается речевая функция

Если после нарушения церебрального кровообращения пропала речь, необходимо выяснить причину возникновения расстройства. При потере способности к разговорной речи на фоне кровоизлияния в головной мозг или ишемии наблюдается повреждение центра речи в подкорке больших полушарий. Он локализован в левом мозговом полушарии у людей, свободно владеющих правой рукой. У левшей наоборот. В некоторых случаях потеря речи происходит из-за повреждения височной, теменной, лобной доли или мозжечка.

Читать еще:  Укрепление сердца народными средствами

При поражении лобной или теменной области у больного возникает моторная афазия. Пациент не способен строить сложные речевые конструкции. В редких случаях прогрессирует паралич голосовых связок, языка, глотки и губ. Восстанавливается речь медленно. В результате изменяется тембр голоса, слова произносятся с трудом, особенно согласные буквы.

Виды речевых расстройств

Различают 3 основных вида патологии при нарушениях речи после перенесенного инсульта: дизартрия, афазия и диспраксия. В некоторых случаях развиваются сразу несколько видов расстройств.

Афазия

Из последствий инсульта афазия относится к наиболее распространенному виду речевых расстройств. При развитии патологии пациент теряет способность к восприятию смысла сказанного окружающими людьми, забывает как читать и писать. При этом не происходит ухудшение когнитивных функций.

Афазия после инсульта подразделяется на несколько типов:

  • сенсорная — при прогрессировании данного вида человек прекращает понимать речь других людей;
  • моторная афазия — человек воспринимает смысл сказанного, но не может выразить мысли словами;
  • глобальная или смешанная заключается в сочетании моторных и сенсорных расстройств речи.

Дизартрия

При поражении головного мозга может возникать слабость речевых мышц. В таком случае нарушение речи при инсульте называется дизартрией. Патологический процесс не влияет на понимание речи и подбор нужных слов. Прогрессирующее нарушение вызывает изменение голоса, отсутствует четкость произносимых звуков и слов. Возможно развитие затруднений при дыхании, при которых пациент начинает говорить отрывками фраз. Выдыхаемого воздуха не хватает для построения предложений.

Диспраксия

При диспраксии нарушается моторика и координация мимических мышц и мускулатуры языка, ответственных за речь. Мышцы не двигаются в нужной последовательности, которая требуется для воспроизведения звуков.

Важно понимать, что это не паралич лицевых мышц. Они способны сокращаться, но делают это не в правильном порядке. Пациент может повторять 1 слово 4-5 раз, чтобы исправить артикуляцию.

Как восстановить речь после инсульта

Комплексная терапия требует не только правильно составленного лечения, но и активного участия больного. От мотивации и деятельности пациента зависит 50% времени реабилитации. К методам восстановления афазии и других расстройств относятся:

  • прием медикаментов;
  • терапия стволовыми клетками;
  • помощь логопеда;
  • занятия в домашних условиях;
  • работа с психологом для предупреждения депрессии.

После инсульта восстановление речи занимает большое количество времени и является трудоемким процессом.

Полезные упражнения

Для эффективного восстановления речевой функции больной должен заниматься логопедическими упражнениями после инсульта в домашних условиях. Это обусловлено тем, что в 85-90% случаев люди страдают сенсорно-моторной афазией. Поэтому нужно интенсивно заниматься во время реабилитации не только со специалистом, но и делать упражнения дома.

К наиболее эффективным занятиям относятся следующие приемы:

  1. Нужно 4-5 раз провести языком по поверхности верхней и нижней губы по часовой и против часовой стрелки.
  2. Нижней губой необходимо захватить как можно больше пространства верхней губы и задержать мышцы в таком положении на 1-2 секунды. По прошествии можно расслабить мимику. Повторять упражнение требуется 5-10 раз. Аналогичное упражнение требуется повторить с верхней губой.
  3. Завернув язык вверх, нужно дотронуться им до твердого, а затем до мягкого неба. При этом рот должен быть закрыт.
  4. Голову и шею требуется вытянуть вперед. Из открытого рта нужно максимально выдвинуть язык и задержаться в таком положении на 2-3 секунды. Необходимо повторять занятие 5-10 раз.
  5. В течение дня допускается щелкать языком неограниченное количество раз. Звук должен напоминать цоканье копыт.
  6. Скрученный трубочкой язык нужно попытаться высунуть из полости рта.
  7. 5-10 раз нужно улыбнуться так, чтобы рот был закрыт, а приоткрытые губы показывали зубной ряд. Затем 4-5 раз улыбка должна быть закрытой — губы сомкнуты, зубы не видны.
  8. Требуется высунуть язык изо рта и издавать шипящие звуки, похожие на змеиное шипение.
  9. 5-10 раз необходимо сжать губы соломкой и удерживать в такой позиции около 5 секунд.
  10. Нужно сомкнуть губы. При этом между зубами должно сохраняться расстояние в 2 см. Между губами и зубами язык должен совершать круговые движения по и против часовой стрелки.
  11. Следует выполнить воздушный поцелуй. При этом губы необходимо разжимать с громким звуком.
  12. Нужно высунуть язык и стараться дотронуться им до основания носа.

Важно помнить, что упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях предназначены не для однократного выполнения. В процессе 1 процедуры требуется повторить приемы не менее 5-10 раз.

Помощь логопеда

В период реабилитации при полной или частичной потере речевой функции пациент должен проконсультироваться с логопедом. Специалист поможет определить вид расстройства и составит индивидуальный план по восстановлению, основанный на имеющихся нарушениях. При строгом соблюдении инструкций логопеда 25-30% больных с тяжелыми осложнениями начинают говорить к моменту выписки из стационарного учреждения.

Чтобы научиться говорить полноценно, важно продолжать заниматься в период реабилитации и периодически консультироваться в логопедом для корректировки реабилитационного курса. Основные позиции работы, на которые опирается специалист:

  • наблюдение за реакцией пациента на громкие звуки и шепот;
  • постепенное увеличение и усложнение упражнений;
  • на начальных стадиях терапии пациент должен понимать речь и попытаться произносить звуки, на более поздних этапах больной осваивает построение сложных разговорных конструкций — от слов к предложениям и текстам;
  • врач следит не только за правильным выговариванием слов, но и за пониманием значения слов;
  • специалист учитывает интерес пациента к выбранной тематике;
  • больной должен продолжить начатую фразу;
  • музыкальные упражнения: пациент должен подпевать по тексту любимых песен;
  • техника рисования: то, что человек не может выговорить, ему следует нарисовать.

Медикаментозное лечение

Лекарства назначают только после уточнения диагноза и вида речевого расстройства. Необходимо помнить, что препараты не помогут вернуть речь. Медикаментозная терапия нужна для восстановления кровообращения в ишемизированной области и как метод профилактики тромбообразования:

  1. Для предупреждения тромбов используют разжижающие кровь антикоагулянтные препараты (Гепарин) и тромболитики (Аспирин).
  2. Для улучшения кровоснабжения пораженной области питательными веществами назначают ноотропные лекарства.
  3. Для предупреждения рецидива инсульта показаны нейропротекторы, антидепрессанты и витамины.

Лечение стволовыми клетками

Для восстановления кровоснабжения пораженной области используют лечение стволовыми клетками. В ходе терапии улучшается психоэмоциональное состояние пациента: у больного появляется мотивация к выздоровлению, нормализуется способность осознавать и выговаривать сложные словесные конструкции. Клеточная терапия особенно эффективна в первые дни после поражения. Процедуру проводят за 2 курса, между которыми сохраняется временной интервал в 2-3 месяца.

Лечение афазии после инсульта ориентировано на восстановление сосудов: нормализуется кровоснабжение и работа гладкой мышечной мускулатуры эндотелия, исчезают атеросклеротические бляшки и тромбы. Наблюдается повышение эластичности сосудов, восстанавливается естественная толщина стенок и их проницаемость. В местах разрыва строятся новые церебральные сосуды.

После проведения 2 курсов проводят главную процедуру, в ходе которой обновляются пораженные клетки головного мозга. Используется биоматериал из спинного мозга самого пациента. Стволовые клетки выращивают в лаборатории до необходимого объема и вводят в вену за 2 процедуры.

Оперативное вмешательство

К хирургической операции прибегают в редких случаях, когда другие методики неэффективны и не улучшают состояние больного. Проведение оперативного вмешательства возможно только при перенесенном ишемическом инсульте. Для восстановления речевого аппарата проводят нейрохирургическую операцию, которая заключается в формировании экстра-интракраниального микроанастомоза. В ходе процедуры хирург создает дополнительное соединение между здоровым церебральным сосудом и речевой зоной мозга, не затрагивая поврежденные участки.

В результате восстанавливается процесс кровоснабжения области, отвечающей за речь. Поэтому при речевых нарушениях может наступать улучшение. Выраженного эффекта не наблюдается у 75% больных, поэтому риск в ходе операции превышает ее пользу.

Через сколько восстанавливается речь

Сроки реабилитации речевой функции зависят от площади поражения соответствующей области головного мозга. Чем сильнее была ишемия, тем хуже процесс восстановления. Поэтому речь после инсульта у одних пациентов может восстановиться в течение нескольких недель или месяцев, тогда как у других реабилитация занимает годы. Кроме того, возможно пожизненное затруднение при разговоре.

Наиболее интенсивное восстановление длится в течение первого года, после чего регенерация нейронных связей замедляется, и идет адаптация к имеющимся дефектам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector